Сегодня все больше компаний сталкиваются с необходимостью изменений и адаптации к меняющимся условиям. Социологические, рыночные, технологичные – организациям приходится отвечать на вызовы со всех сторон. И если лидеры и менеджмент готовы принимать и трансформировать компанию, персонал, зачастую, не готов принимать меняющуюся реальность.
Подобные изменения болезненно проходят для ряда сотрудников, они попросту не готовы меняться и адаптироваться. Многие не готовы идти на подобные жертвы, поскольку считают, что основной груз ответственности должен лежать на плечах работодателя.
И те, и другие привычки необходимо менять. Задача лидеров и менеджмента – донести до персонала, что неопределенность – одно из основных состояний внешней среды и адаптация в ней – необходимое условие для выживания и развития.
Это – сегодняшняя реальность. В ней спорные моменты выносятся на обсуждение, чтобы найти общее решение и взаимодействие. В этой реальности у персонала появляются новые роли – искать новые методы решения изживших себя привычек.
Представьте, что вы находитесь на приеме у врача. Единственное условие, которое поможет жить вам дальше, является отказ от вредных привычек, чрезмерной еды, увеличение физической активности. Здесь задача доктора – донести до вас возможность дальнейшего существования при соблюдении определенных правил.
Ваша задача как пациента – поменять свои старые привычки на новые. Другими словами, это задача адаптивного характера – как внедрить новые привычки в повседневную жизнь.
Эту параллель можно провести и с трудностью адаптационного периода в компаниях. Это происходит в периоды слияния и поглощения компаний, изменения корпоративной культуры, изменения внутренних и внешних условий.
Самая трудная задача, осуществляемая лидерами в этот период – обеспечение адаптации персонала.
Разумеется, это сложно принять, но в ваших силах обеспечить понимание и необходимость принятия изменений сотрудниками и вдохновить их на дальнейшую совместную работу. Чтобы процесс прошел безболезненно, необходимо вовремя отслеживать обратную связь и принимать соответствующие меры.
О том, как обратная связь способна помочь бизнесу, Пульс Опрос писал ранее:
https://пульсопрос.рф/пульс-опросы-улучшают-показатели/
Как возможно предвидеть надвигающиеся изменения?
Думать на 2 шага вперед
Шахматы – древняя игра, играть в которую невозможно без заранее продуманных ходов. В вашей голове выстраивается картина сражения, цепочка решений, определяющих тактику и стратегию сражения. Используйте данный метод и в работе. Изучайте тенденции внешней среды, вызовы социального, технологического характера.
Будьте начеку. Также, не стоит забывать о самой изменчивой среде, но подлежащей изменению – это ваш персонал.
Обратная связь от сотрудников – мощный инструмент для определения «болевых точек» и слаженной работы организации.
Ранее мы писали, как руководству реагировать на обратную связь:
https://пульсопрос.рф/пульс-опросы-улучшают-показатели/
Возможности – в ваших руках, и в ваших же силах применять их для развития организации.
Если не следовать процессу адаптации
Вспомним компанию Nokia. Где сегодня телефоны, которым пользовалось большинство населения? Самая главная угроза, которая подстерегает компании, не желающих адаптироваться к новым условиям – прекращение деятельности.
В то время, когда на горизонте появились первые смартфоны, Nokia не приняла технологический вызов, а осталась компанией без изменений и внедрения последних инновационных разработок.
Следует всегда помнить о том, что внешняя среда влияет на деятельность организации, и без учета последних маркетинговых изменений, развитие компании невозможно.
Как адаптировать персонал?
Следует помнить, что организация – живая система, главным звеном которой являются люди. Думать о том, что персонал мгновенно адаптируется под изменения – ошибочно. Психологи выделяют следующие этапы в адаптационном периоде:
Отрицание — сопротивление – изучение – действие.
Отрицание – первая стадия.
Проинформируйте людей, дайте им возможность ознакомиться и «обработать» поступившую информацию. Не рассчитывайте на мгновенное принятие, дайте время для усвоения изменений.
Будьте готовы к сопротивлению.
Это – вполне логичная психологическая реакция, определяемая как «выход из зоны комфорта». Сложно покидать привычные рамки, где понятно, по каким правилам и как нужно действовать, где заранее известны все решения.
После периода сопротивления нововведению, начнется период изучения, какие действия возможно предпринять в существующей ситуации.
В этот момент важно поддержать персонал, создать единую команду, воздействовать на корпоративную культуру компании.
Кстати, Пульс Опрос уже писал о том, как создать крепкую корпоративную культуру.
https://пульсопрос.рф/корпоративная-культура-как-преимуще/
В этот период важно быть одной командой, готовой преодолеть изменения и стать сильнее, успешнее, а значит владеть конкурентным преимуществом на рынке.
Действия
Здесь, ваша задача как лидера и руководителя – обеспечить конкретные действия по адаптации персонала в новых условиях: дайте им возможность получить дополнительные знания, поддерживайте их предложения, работайте совместно над компанией в новых условиях.
Конечно, в периоды таких изменений, лидеру и менеджменту нужна уверенность и сила, необходимые для стабильной жизнедеятельности компании и устойчивой работе персонала. Они должны терпеливо переносить трудности, которые неизбежно будут возникать на их пути.
Несомненно, быть настоящим лидером в такие моменты – сложно, но необходимо.
О лидерстве Пульс Опрос писал ранее:
https://пульсопрос.рф/корпоративная-культура-как-преимуще/
Слушайте своих сотрудников
Слушать и слышать друг друга – одно из важнейших условий для прохождения адаптационного периода. Постарайтесь, чтобы в обсуждение стратегически важных вопросов был вовлечен весь персонал – начиная «с самой верхушки».
Такая работа поможет объединить усилия, стать единой командой, глубже проникнуться ценностями и миссией компаний.
Это сделает вас сильнее. Разумеется, неизбежны и конфликты. Не закрывайте глаза. Обсуждайте, находите общие решения. Главное, помнить, что изменится персонал, изменится компания, и появится новый курс управления и новые возможности.
Ответственность
В периоды изменений многие сотрудники склонны уклоняться от ответственности, перекладывая ее на вышестоящее руководство. Заставить людей принять ответственность – довольно сложное дело. Одним легче получать задания в «разжеванном виде», другие привыкли, что на них оказывает давление постоянный контроль.
Дайте возможность сотрудникам самостоятельно проанализировать вопрос, разобраться с ситуацией. Доверьте им решение организационных и производственных задач. Сотрудники, в первую очередь, должны научиться брать на себя ответственность.
Как лидер, внушите им уверенность в собственные силы и возможность реализовать свой профессиональный потенциал посредством решения поставленных задач.
Воспринимайте обратную связь
Вернемся вновь к обратной связи. Следует помнить, что персонал – самый важный индикатор состояния компании. Опросы сотрудников помогают не только определить «болевые точки», но и увидеть возможности для роста и развития компании.
В периоды адаптации персонала к изменяющимся условиям, обратная связь служит дополнительным инструментом для выявления вовлеченности и мотивации сотрудников.
Попробуйте узнать, вовлечен ли ваш персонал?
Сделайте это сегодня!
Можно комментировать.